8 (812) 646-10-50 Бесплатная консультация

Как защититься от банков, приставов и коллекторов?

Отвечает юрист:
Данил Костромин
Дата публикации:
10.03.2019
Статьи юриста


Когда у человека появляются просрочки по долгам — его жизнь меняется. Помимо психологического чувства вины человек фактически сталкивается с различными «выбивальщиками» — службами безопасности банков и коллекторами.


Общаются с должниками всё по-разному — это зависит от правил и порядков конкретных банков. В этой статье разберём, как защититься от давления банков и что делать в такой ситуации.



Определить цель общения


Сначала нужно понять, в какой ситуации вы находитесь и как её будете решать. Для этого надо посчитать сумму ежемесячных платежей по кредитам, ежемесячные траты «на жизнь» и понять можно ли как-то расплатиться.


Есть два варианта:


1. Если расплатиться можно


Если вы в состоянии погасить долги, то конечно, нужно общаться с банком: разговаривать по телефону, приезжать в офис, писать письма.

Просьба одна — получить возможность «встать на ноги».

Как правило, банк может пойти на следующие уступки:

  • Освобождение от платежей на какой-то срок (кредитные каникулы);
  • Более доступный график и суммы погашения (реструктуризация).


Для предоставления вам таких возможностей, банку нужны основания.


Самым первым условием является ваше участие в этом процессе, то есть сам факт того, что вы пытаетесь решать эти вопросы, а не скрываетесь от банка.


Следующий фактор — это документы, подтверждающие причины просрочек. Такими документами могут быть справки о болезни, утрата близких, потеря или сокращение работы.


Также банк может попросить предоставить доказательства того, что ваша финансовая ситуация поменяется. Это могут быть сведения о приглашении на новую работу, регистрация брака, получение наследства, договора с подрядчиками, которые должны расплатиться…


Если какие-то требования банка исполнить нельзя (нет документов), не надо уклоняться от продолжения диалога с банками.


Практика показывает, что настойчивым людям банки чаще идут на уступки, даже при отсутствии формальностей.


ИТОГ ПРОЦЕССА: добиться от банка необходимых вам условий.


ПОМНИТЕ: пока вы пытаетесь решить вопрос с банком, ваш долг не передают коллекторам.



2. Если расплатиться нельзя


Если расплатиться никак не получается и «свободных» денег не остаётся совсем, то общаться с банком и его представителями не нужно.


В данном случае ваши возможности полностью не совпадают с желаниями банка. То есть вы не сможете ни о чём договориться, только потому, что это попросту невозможно: нет денег для погашения требований банка.


В таком случае ваше общение с банком становится бессмысленным. Если же вы берёте трубку и разговариваете с представителями банка, происходит следующее:


  • Банк видит, что вы не скрываетесь, то есть не избегаете общения;
  • Звонить будут активнее (человек берёт трубку);
  • Давить будут сильнее;
  • Должник будет «жить» этими звонками и ждать обещанных приходов.


Должник, возможно, думает так: «Раз я выхожу на связь, то я как бы решаю вопрос и банк давить не будет».

Всё происходит полностью наоборот. Банк работает так.

У банка огромное количество должников и дотянуться до всех нет возможности. Безусловно, банк пытается надавить на всех должников, но если телефон не работает или трубку не берут, то такого должника просто поставят на периодические звонкие и всё.

Если же человек выходит на связь, но не платит, значит, к нему можно и нужно применить все возможные меры давления. От тысячи звонков в день, до угроз и выхода в адрес должника.


Поэтому, если платить возможности нет, ваши цели и цели банка не совпадают — не общайтесь с ними, так вы убережёте свою психику, сможете трезво оценивать ситуацию и решать вопрос с долгами, сосредоточившись, например, на увеличении своего дохода.



Как работают с должниками банки и коллекторы?


Банки и их представители обещают много неприятностей должникам, но не все они исполняют и не все могут исполнить по закону.



Звонят должнику

Согласно ФЗ № 230, звонить коллекторы и банки имеют право не более двух раз в неделю. Но доказать, что они звонят больше не получиться — как правило, звонят со скрытых или однодневных телефонов, да и заниматься такими вопросами у правоохранителей возможности нет.


Приезжают домой и на работу

Непосредственно взаимодействовать, то есть лично встречаться с должником коллекторы имеют право, но не чаще одного раза в неделю. С учётом того, что коллекторы скрывают свои настоящие имена и компании, результативно пожаловаться на них не получится.

В особых случаях они могут приехать на работу, законное основание — «розыск должника».

Однако, у коллекторов нет ресурсов для выезда к должникам чаще одного, двух раз за всё взаимодействие.


Забирают имущество

Без решения суда никто не имеет права забирать имущество у должника, и то, это исключительное право только судебных приставов исполнителей.


Угрожают физической расправой

Безусловно, это незаконно. Действительные случаи применения насилия к должникам, особенно в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, единичны. Это скорее произвол конкретных людей, а не установки банков и коллекторских агентств. Применение насилия уголовно наказуемо, поэтому в большинстве своём это только угрозы.


Запугивают должника и вводят в заблуждение

Приезд «опер группы», изъятие органом опеки детей, увольнение с работы, продажа единственного жилья, прекращение действия закона о банкротстве и тому подобные сообщения — это дезинформация, не имеющая никакого фактического основания.



Как противодействовать банку и коллекторам?


  • Активно общаться с банком, если есть возможность расплатиться. Если действительно имеется желание договориться с банком, то надо выполнять его требования, собирать документы и обсуждать условия.
  • Если нельзя расплатиться с банком, то перестать полностью общаться с его представителем, по возможности поменять номер телефона.
  • Если коллекторы продолжают настойчиво требовать деньги, то нужно направить всем кредиторам отказ от взаимодействия. Такой отказ предусмотрен ФЗ № 230, правда, направить его можно не раньше, чем через 4 месяца после начала просрочек.
  • Направить жалобу-заявление на всех кредиторов в прокуратуру с указанием на угрозы, которые поступают в адрес должника, приложить реквизиты банков где есть просрочки.

Скорее всего, никакого серьёзного движения такая жалоба не вызовет, но прокуратура обязана направить запрос в указанные вами банки. Сам факт получения такого запроса от прокуратуры может прекратить активные действия в отношении должника со стороны кредиторов.



Что делать, если платить нет возможности?


Если не платить долги, то они вырастут раза в два и никуда не исчезнут. Через некоторое время пройдут суды и по долгам начнут работать приставы. В конце концов, ситуацию всё равно нужно решать.


Есть процедура банкротства физических лиц, прочитайте нашу статью, может быть, эта процедуры выход из вашей ситуации.

Бесплатная консультация

Похожие статьи